mirrinminttu: (Default)
[personal profile] mirrinminttu
Кажется, мне, наконец, повезло с книгой о Ричарде. Каролина Халстед пишет в 1844 году в своем вступлении к книге о Ричарде, что эпоха царствования Ричарда III является самым темным, противоречивым и недостоверным этапом в английских хрониках. Историки, привыкшие исследовать деяния королей при помощи хроник, которым можно доверять, подойдя к этому периоду оказываются перед фактом, что те, кому они привыкли доверять, полностью игнорируют весь период царствования этого короля, а то, что о нем написано, отравлено либо сильным предубеждением, либо понятной горечью очевидцев, переживших долгий период гражданского несогласия. В такой ситуации история сжимается и отступает, уступая место поэзии, черпающей вдохновение из предполагаемых трагедий и загадочных злодейств.

Триумф поэзии – это поражение истории. Поэзия начинает строить историю из намеков, из сплетен, из страшных сказок. Поэзии не нужны доказательства. Поэзия всего лишь хочет захватить чувства читающего. Гений Шекспира развернулся именно в той нише, которая оказалась свободной от истории, настоящей истории Ричарда III, и незаметно история, рассказанная Шекспиром, подменила саму настоящую историю того времени.

Нельзя сказать, что господствующие убеждения о том, кем был Ричард, никогда не подвергались сомнению. Подвергались, и очень энергично. Но правда, историческая правда, проявлялась в этих дебатах крайне редко. Скорее всего потому, что никакие блестящие философские доводы по поводу этого обесчещенного в глазах потомков монарха не могуи заменить фактов, простых фактов.

В своей работе Каролина Халстед использует документы, найденные отовсюду понемногу. Часть – в университетской библиотеке Норвича, часть – в частных коллекциях Джона Брюса, Генри Эллиса, Чарльза Джорджа Янга, часть – в записях Тауэра, часть – в публикациях того времени под издательством Харриса Николаса. Более того, группа джентельменов (Уильям Хэйгейт и Томас Парес) провели свои исследования непосредственно в тех местах, которые связаны с именем Ричарда III – Босворт Филд, Лейчестер и Ноттингем Кастл.

Каролина Холстед вспоминает, что она с детства слышала страшные рассказы о Ричарде. И о том, что он родился чудовищем (”King Richard III, whose monstrous birth foreshowed his monstrous proceedings, for he was born with all his teeth, and hair to his shoulders” – Camden’s Remains), и о том, что в ночь перед смертью его терзали во сне демоны за его земные прегрешения, и балладу о детях в лесу, рассказанную Томасом Муром в его работе о короле Ричарде.

Поэтому она заинтересовалась, почему именно этот монарх оказался объектом такого недоброжелательства? Со временем она пришла к выводу, что овет, в общем-то, лежит на поверхности: в длинном ряду Плантагенетов Ричард III оказался единственным побежденным и погибшим в бою на своей территории, да еще в те времена, когда героизм и личная мощь были особенностями, вызывающими уважение. Не ум, не справедливость, а именно сила и победы. К тому же, на нем пресеклась династия, что, опять же, в те времена рассматривалось, как величайшее несчастье, которое может постичь монарха только за исключительные прегрешения.

Ричард также жил в период, когда национальная английская литература находилась в периоде глубочайшего упадка после долгой гражданской войны. Именно в тот период национальная знать бряцала оружием, забыв о своей обязанности покровительствовать наукам. Книгопечатание только начиналось. Хронисты не смели беспристрастно излагать события, потому что беспристрастность была забыта в ходе гражданской войны, каждый был за одну партию и против другой. Многие библиотеки и собрания документов были попросту уничтожены всесте с местами, где они находились, причем не только в период самого царствования Ричарда III, но и гораздо позже – например, во время разгрома толпой дворца епископа Винчестерского в 1554 году, когда погибла бесценная библиотека и собрание писем и документов. Много документов погибло при расформировании монастырей при Генри VIII. Интересно, что еще в начале 19-го века было известно, что много частных записей и документов времен правления Ричарда существует, и не только в частых коллекциях, но и в лондонских архивах, но работать с ними практически никто не допускался. Ситуация начала меняться только после 1850-х годов.

Во времена Халстед были известны всего лишь две хроники времен Ричарда III: хроники Кройленда и хроники Руиса. Первый был доктором канонического права при короле Эдуарде, второй – антикваром из Варвика. Недостаток хроник Кройленда в том, что они предствляют собой только краткие записи событий, и много бы выиграли, если бы были иллюстрированы документами тех времен. Что касается Руиса, то его труд был посвящен политическому сопернику короля, и правды о Ричарде III там искать не приходится.

Зато Тюдоры умели находить талантливых историков, и оказывать им покровительство: Бернард Андреас, Виргил Полидор, Фабиан, лорд Бэкон. Да и годы его правления были долгими и мирными. Несомненно, что если бы Ричард благополучно пережил битву при Босворте, страна процветала бы под его умными и справедливыми законами, и нашлось бы немало тех, кто написал бы о его жизни и его правлении. О его узурпации благополучно бы забыли, как забыли в свое время об узурпации Генри IV, и из злодея-захватчика он превратился бы в героя-завоевателя, как это случилось с Вильгельмом I.

Но Ричард III погиб при Босворт Филд, и с ним погибли все те, кто был к нему близок, кто знал его планы, и кто разделял его взгляды. Королевство стало объединяться под красно-белой розой Тюдора, прегрешения и преступления Эдуарда IV были забыты ради его дочери, которая стала королевой Генри, то есть роль злодея монстра досталась тому единственному, кто был мертв и не мог себя защитить. Весь груз преступлений, которые были совершены домом Йорка, переложили на плечи Ричарда Глочестера. Постенно молва придала его внешнести уродливые формы, потому что люди в те времена верили, что пристанищем уродливой души может стать только уродливое тело. Точки над и поставил Шекспир:

”Since the heavens have shap’d my body so,
Let hell make crook’d my mind to answer it”

Историками Тюдора было решено, что со смертью Ричарда III в Англии закончился весь средневековый период, и начались новые, более яркие времена.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

mirrinminttu: (Default)
mirrinminttu

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 11:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios