mirrinminttu: (Default)
[personal profile] mirrinminttu
После получения (или покупки – как хотите) Котантена от брата Роберта, новоиспеченный граф Генри решил разобраться относительно своих перспектив с другим братом, Вильгельмом. В самом деле, вся высшая знать Нормандии имела земельные собственности в Англии, а он, родной сын Завоевателя, не имел. Правда, торопиться он не стал, дав королю время покорить Рочестер Кастл. В военных талантах Руфуса он не сомневался, но попасть под раздачу вместе с прочими адептами единой Великой Нормандии ему совершенно не хотелось.



Роджер де Монтгомери
Отсюда: http://www.earlsandstaff.com/en/hub/106 (сходите постотреть и послушать!)


Встреча братьев получилась если и не сердечной, то вполне пристойной, и Генри сразу угодил в свидетели распоряжения Руфуса отдать епископу и монахам Рочестера два поместья, чтобы возместить разрушения и убытки, причиненные ими городу во время военных действий. На этом королевском указе нет даты, но именно большое число свидетелей (четырнадцать!) помогло вычислить хотя бы период: подпись Лафранка сузила его от лета 1088 до 28.05.1089, а сам Генри совершенно точно покинул Англию осенью 1088 года, и не возвращался туда до самого 1094 года.

Так получил ли Генри что-то от Руфуса? А вот это с точностью сказать невозможно, документов, опять же, нет. Ордерик дословно пишет, что король «отечески даровал свое разрешение» на вступление Генри в права материнского наследства, и отменил распоряжение (т.е. провел конфискацию этих земель) только в 1091 году, в связи с событиями в Нормандии. И именно тогда отдал земли Матильды Фландрской Фиц-Хамону.

Но почему-то ни сам Холлистер, ни Барлоу (современный нам биограф Руфуса) с Ордериком не согласны. По их мнению, более логичной датой передачи этих земель Фиц-Хамону был бы момент перед Рочестером, потому что отец Фиц-Хамона, шериф Кента, мог вести к Рочестеру силы англосаксов, прибывших на зов Руфуса.

Вот в этом месте мне просто необходимо сделать одно очень ехидное «эйджистское» замечание. Дело в том, что историки возраста Холлистера и Барлоу слишком близко к сердцу приняли те знания о периоде, на которых их учили. Согласно освященной веками традиции, личность Руфуса трактовалась как «беспринципный тиран», а личность Куртгеза как «бесхребетный идиот». Когда Холлистера и Барлоу учили, и речи не шло о том, чтобы отнестись к данным клише критически. Впрочем, спасибо им хотя бы за то, что они скурпулезно оставляют в примечаниях свои соображения.

А в целом ситуация с документацией периодов правления Руфуса и Куртгёза сильно напоминает мне ситуацию с документацией периода правления Ричарда III. Не стала бы исключать, что с бумагами в этом случае произошло то же самое: всё, противоречащее вылепленному и одобренному сверху имиджу, было просто уничтожено. Ведь для Генри I было так же важно очернить предшественников, как и для Генри VII.

В любом случае, осенью 1088 года Генри вернулся в Нормандию, в компании Роберта нашего дю Беллема, который тогда был одним из «сидельцев», возвращавшихся из Рочестера. Неизвестно, в каких отношениях эти двое были на тот момент, но в Нормандии оба угодили в очень неприятную ситуацию – там вовсю бесновался епископ Одо, которого выкинули из Англии с полной и вечной конфискации всей его гигантской недвижимости.

Легко себе представить, как взбесился Одо дома, узнав, что за время его отсутствия юный брат герцога стал Роберту главным советником, а весь Байё, за исключением самого города, куплен тем же Генри. Что касается дю Беллема, то епископ Одо уже тогда понял, что племяннику с этим хищником просто не справиться. С другой стороны, невольно приходит в голову, что в данном случае именно действия Одо запустили весь будущий конфликт. А действия эти были продиктованы просто-напросто оскорбленным самолюбием человека, уже сходящего с исторической сцены, у которого всё великое уже осталось позади.

Дело в том, что обозленному, униженному сокрушительнейшим поражением в Англии и взбешенному потерей епископальных земель в Нормандии, Одо удалось убедить племянника в том, что граф Генри вместе с дю Беллемом вступили с Руфусом в заговор против него, герцога.

В принципе, Роберт Куртгёз параноиком никогда не был – это прекрасно видно из его биографии. Но он совершенно точно знал, что Вильгельм Руфус, при всём своем желании, просто не сможет не нанести ответный удар – так всегда обстояли дела с теми, кто напал, но проиграл. Скорее всего, Роберт, неопытный герцог, просто растерялся и уступил напору дядюшки. Возможно, именно в тот момент и определилась его будущая судьба – и его младший брат, и Роберт дю Беллем не принадлежали к категории всепрощающих людей.

Обоих арестовали немедленно, стоило им сойти с корабля. Генри был помещен в самом Байё, а дю Беллем – в Ней-л'Евек, в тридцати километрах к западу от Байё. Полностью находящийся под влиянием дядюшки, Роберт тут же наложил руку на Котантен, и вернул Одо одово. Против дю Беллема герцог предпринял одну только акцию – он осадил и взял замок Сен-Сенери недалеко от Алансона, после чего зачем-то ослепил кастеллана замка и велел покалечить весь гарнизон. Но вот тут он уже нарвался на гнев отца Роберта дю Беллема, Роджера де Монтгомери, который был личностью не менее внушительной чем Одо из Байё, и полностью владел искусством выражать своё мнение очень доходчиво.

Неизвестно, дошло ли дело до драки, но Роберт сына Роджера отпустил, и все действия против дю Беллема прекратил. А поскольку Одо трепал его по поводу недостаточно агрессивной политики как терьер, бедный герцог просто применил хорошо знакомую со времен конфликтов с отцом тактику – сбежал во Францию, к Филиппу, под предлогом планирования какой-то совместной операции.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

mirrinminttu: (Default)
mirrinminttu

January 2026

S M T W T F S
    12 3
456 78910
1112 1314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 10:09 am
Powered by Dreamwidth Studios