mirrinminttu: (Default)
[personal profile] mirrinminttu
Итак, Вильгельм Завоеватель умер во Франции в 1087 году. Владения его были разделены следующим образом:

Роберт, старший сын и вечная головная боль родителей, получил Нормандию.



Третий сын, Вильгельм, получил Англию.



Генри получил 5 000 фунтов серебром и предсказание отца: "В свое время ты будешь владеть всем, что я приобрел, и будешь более велик, чем твои братья, в богатстве и силе."



Похоже, что Вильгельм Завоеватель любил именно Генри больше, чем других, в то время, как его жена больше всех любила своего старшенького, Роберта. Их третий сын, Вильгельм, был рыжим (за что получил кличку Руфус), вспыльчивым, способным, но ленивым и ветреным, хотя никогда не жалел усилий на всяческие выходки по отношению к Роберту. Родители любили своих сыновей не за какие-то достоинства, а вопреки недостаткам. Роберт был амбициозным скандалистом, который всегда хотел получить больше, чем его братья, и дошел в своих амбициях до несколько открытых бунтов против отца. Отец был тем более раздражен, что его обожаемая жена в конфликте была на стороне сына – или так он понял факт посылки денег непокорному отпрыску. Матильда примирила их, в конце концов, но отношения Роберта с братьями и отцом не сложились.

А ведь все началось с детской шутки: Вильгельм с Генри окатили важного старшего братца грязной водой, что, с их точки зрения, было очень смешно. Но Роберт воспринял шалость оскорблением своего достоинства, а то, что отец не наказал шалунов, имело далеко идущие последствия.

Умирающий Завоеватель отправил сына в Англию еще до того, как закончил свой жизненный путь. Вручил запечатанное письмо архиепископу Ланфранку, и отправил короноваться. Коронация состоялась 26 сентября, в Вестминстере, а потом Руфус отправился в Винчестер, чтобы осмотреть казну, и понять, с чем его, собственно, оставили.

Оставили его со значительным богатством. Хватило и на подарки монастырям, и на кругленькие суммы в пользу бедных буквально каждого графства. Сотворив добрые дела, Руфус освободил политических заключенных, и вернулся в Лондон. И стал править там абсолютно скандальным, в глазах современников, образом.

В 1087 году, когда Рыжий Вилли стал королем, он уже не был рыжим, его волосы приобрели золотой оттенок. Он был невысок (с такой-то крошечной матушкой!), румян, очень силен, с четко обозначенным животиком (а это от папеньки). [/MORE]



[MORE=читать дальше]Хронисты отмечают, что в его разноцветных глазах постоянно сверкали какие-то искорки. Правил Вильгельм II жестко. Про него писали, что он воплотил худшие черты норманнов: заносчивость, жестокость, грубость, презрение к чужой ему англосаксонской культуре, жадность и еще много чего. Не стоит верить этим записям на 100%: хронисты были людьми церкви, а отношения с церковью у Вильгельма были, мягко говоря, натянутыми.

Дело в том, что Вильгельм Руфус в Бога не верил вообще. Или верил, но не считал христианскую церковь божественным посольством на грешной земле. «Клянусь лицом Локи», - была его любимая фраза. Этого-то хронисты даже не посмели записать, заменив Локи на св. Луку. Это потом Маргарет Мюррей доказала, что о св. Луке Вильгельм II никогда и не слышал!

Этот король был открыто гомосексуален, он даже не считал нужным скрывать свои пристрастия. При этом, как и его отец, он был достаточно выдающимся воином, и умел (когда хотел) быть популярным. Очень быстро бароны поняли, что Руфус намерен довести до совершенства то, что начал еще его отец, а именно – сосредоточить реальную власть в руках короны. Более того, у него явно были и возможности, и способности это сделать. Поэтому англонормандские бароны затосковали о Роберте, которого считали до мозга костей своим.

Вполне возможно, что Руфусу не слишком хотелось выпускать их тюрьмы епископа Одо, но таков был обычай, что, с приходом на трон нового монарха, политические противники предыдущего получали свободу и новый шанс. Одо уехал в свой Кент, и вскоре уже плел заговор против племянника. На Пасху 1088 года в стране началась серия тщательно скоординированных бунтов: в Восточной Англии, Дареме, Центральной Англии, затем – на границе с Уэллсом, в Западной Англии, и в Кенте. Англо-саксонские хроники утверждают, что все восставшие были французами, и резко осуждают восставших, называя Одо и вовсе Иудой.

Действительно, население Англии осталось верным именно королю, и справиться с бунтами баронов такому опытному воину, как Руфус, не доставило никакого труда. Проблемой остался только Одо, укрывшийся в замке Рочестер, который был практически неприступен. Руфус увидел в ситуации возможность выразить признательность своим лояльным подданным, и обратился к народу. «Он послал за англичанами, объяснил им его затруднения, и попросил их поддержки, и пообещал хорошие законы; все несправедливые налоги будут отменены, и людям будут возвращены их охотничьи права».

Подданные откликнулись, Руфус с такими силами полностью блокировал Одо в замке, и тому пришлось сдаться. Король разрешил дядюшке убраться в Нормандию, и служить Роберту там, но всё земное богатство, и богатство немалое, досталось победителю. Кстати, солдаты чуть не повесили Одо, когда тот появился в воротах замка. Та же судьба ожидала и другого епископа, Вильгельма из Дарема. Хроники с удовлетворением отмечают, что всем участникам мятежа пришлось оставить свои земли в Англии, и вернуться в Нормандию. А их земли получили, как водится, те, кто был верен королю.

Конечно же Руфус не сдержал своих обещаний. Наверное, никто этого и не ожидал, потому что желающих воевать под его знаменами у короля хватало. Он оттяпал у брата Роберта часть Нормандии, оставив ему только запад герцогства. Поразмыслив, Роберт сдал брату в аренду и остальное (за 10 000 серебряных марок), а сам отправился в Первый Крестовый.

После этого, Руфус решил разобраться с Шотландией, где королю Малькольму III и так приходилось несладко. Вышло так, что Малькольм напал на Англию, пока Руфус был в Нормандии, в 1091 году. После первого успеха, нападение отразили регенты Вильгельма, но Роберт и Руфус решили отпраздновать примирение совместным походом на Шотландию. Ибо. Малькольму, в результате, пришлось принести Руфусу вассальную присягу, но тому этого показалось мало. И он уже на следующий год взял приступом Карлайл, который тогда еще принадлежал шотландцам, перестроил его, укрепил гарнизоном, да еще и окрестности заселил англичанами, с радостью ухватившимися за новые земли.

Малькольм попытался взять реванш, но погиб, и вместе с ним погиб его сын, наследник короны. На шотландский престол сел новый король, Дональд III.

Вильгельм Руфус вообще умел воевать. Например, когда он воевал с Робертом Мовбреем, мятежным графом из Нортумберленда, граф укрылся в своем замке. Замок Бамборо был практически неприступен по тем временам, недаром ведь норманны эти замки строили, и Руфус просто построил точно такой же замок по соседству, назвав его Мальвузин, «Злой Сосед». Расчет был сделан на характер графа, и был сделан правильно. Не слишком долго пришлось ждать, пока граф не выехал из Бамборо во главе своего отряда. Тут-то его и перехватили. Графине пришлось сдать Бамборо после того, как Руфус пригрозил ослепить графа прямо у ворот его собственного замка.

А насчет Шотландии Руфус договорился с Эдгаром Этлингом, сыном короля Малькольма. Дал ему войска, и отправил отвоевывать престол. Таким образом, Шотландия была нейтрализована. Эдгар был англичанином по культуре, наполовину англичанином по крови, и, при поддержке англо-нормандской армии, успешно насадил за 10 лет правления в Шотландии английские правила.

Но самым значительным делом в правлении Руфуса были его строительные проекты. Он перестроил Лондон, возвел новый Лондон Бридж, новый Вестминстер Холл. Именно там от назначил новым епископом Дарема Ранульфа Фламбарда.

Фламбарда, главного министра короля, в Англии не любили. Его не любило население, потому что у него была неблагодарная роль главы исполнительной власти, а налоги в 11-м веке платить любили не больше, чем в веке 21-м. Его не любили церковники, потому что он годами держал должности аббатов и епископов вакантными, собирая доходы в сундуки короля и обрабатывая земли в свою пользу.

Когда умер его воспитатель и друг отца, архиепископ Кентербери Лофранк, король не счел нужным назначить нового пастыря на его место. Он сам замещал архиепископа, а доходы от церковных козяйств отправлялись прямехонько в королевские сундуки. Фламбарда, кстати, винили и в этом. Только заболев, король почти впопыхых назначил архиепископом Ансельма из Бека, человека в клерикальных кругах известного, и к своим обязанностям относившегося серьезно.



Король выздоровел, и тогда началось противостояние двух сильных людей. «Я страстно ненавидел его вчера, сегодня я ненавижу его еще более сильно, и он может быть уверен, что завтра и всегда я буду ненавидеть его еще более горько и жестоко», - говорил Вильгельм II. Дело дошло до того, что Руфус попытался свалить ненавистного Ансельма интригами в Риме, но там сидели интриганы покруче, и король признал папу Урбана II, не избавившись от Ансельма. Но выжить из королевства он архиепископа смог, и в 1097 тот покинул Англию. Здесь, пожалуй, столкнулись не просто два человека, а два мировоззрения. Ансельм был философом, Руфус практиком. Ансельм не желал опускаться в земные реалии, Руфус в этих реалиях жил.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

mirrinminttu: (Default)
mirrinminttu

January 2026

S M T W T F S
    12 3
456 78910
1112 1314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 11:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios