mirrinminttu: (sigrig)
[personal profile] mirrinminttu
Вообще-то он Horace Walpole - граф, историк и романист, и по-русски его имя транслируют на все лады. Но Бог с ним, с именем. Речь идёт о его монографии «Сомнения относительно характера жизни и царствования короля Ричарда III» (Historic Doubts on the life and Reign of King Richard the Third).



Почему я читаю этого Горация. При всём моём глубоком уважении к современным авторам, мы все живём в совершенно другом мире, по сравнению с тем, в котором жили герои наших интересов. Даже англичанам, продолжающим жить в классовом обществе, уже не понять некоторых нюансов отношений между людьми в пятнадцатом веке. Волпол, граф Орфорд, жил в восемнадцатом веке (1717-1797), и его реальность была ближе к реальности пятнадцатого века почти на три столетия. И кое-какие его замечания лично мне кажутся практически уникальными.

Например, он отмахивается от устоявшегося утверждения, что кардинал Мортон был источником сведений для Томаса Мора. Волпол напоминает, что Мор воспитывался в доме кардинала, не более того. По его мнению, совершенно абсурдно думать, что кардинал избрал молодого человека для того, чтобы сделать его историком по царствованию Ричарда Третьего. Собственно, Мор пажествовал в доме Мортона до возраста 12 лет, после чего Мортон дал ему стипендию для учёбы в Оксфорде, который тот, тем не менее, покинул уже через два года, что начать практиковаться в юридической науке.

Мог ли Мортон, коварный и искушенный политик, исповедоваться перед пажом, пусть даже и умненьким мальчиком, во всех своих психологических атаках на Бэкингема? Нет. Волпол уверен, что всё, что Мор слышал в доме Мортона - это рассказы у огонька, когда кардинал развлекал своих гостей историями о делах минувших дней. Да и то, не вполне вероятно, чтобы такой пацанёнок мог был быть допущен так близко к кардиналу и премьеру ("if so raw a youth can be supposed to have been admitted to familiarity with a prelate of that rank and prime minister").

Конечно, пишет Волпол, можно допустить, что Мор как-то проскользнул в доверие к Мортону, несмотря на статусные границы и ограничения, но мог ли он не понимать, что кардинал - не лучший источник в плане честности. Ведь это он был автором плана, целью которого было "to plant a bastard scyon in the throne" - посадить незаконную ветвь на английский трон.

Далее, Волпол сомневается, могла ли вдовствующая королева Эдварда IV когда бы то ни было отдать распоряжение о том, что её брат должен привести в Лондон большую армию. Для начала, она просто не имела права отдавать подобные распоряжения.

Английская история знала несколько случаев, когда на троне оказывался несовершеннолетний король. Джоан, вдова Чёрного Принца, не участвовала в управлении государством, когда на трон взошёл Ричард II. Катерина Валуа, вдова Генри V, также не была регентом своего сына. Изабель - Французская Волчица тоже не была регентом при своём сыне Эдварде III, там просто продолжалась та же незаконная узурпация трона у его отца.

Почему же Элизабет Вудвилл вдруг решила бы развалить с трудом достигнутое перемирие между своим сыном Дорсетом и наперстником её мужа Гастингсом, и ещё проигнорировать тот факт, что до коронации нового короля страной управляет совет? Уж не было ли это письмо провокацией анти-вудвилловской оппозиции?

Волпол предлагает подумать о временном факторе, как он представлен у Мора. Эдвард умирает в Лондоне 9 апреля. Его сын въезжает в Лондон 4 мая. Гастингс находится в Лондоне, Бэкингем - в Уэльсе, а Ричард Глостер - в Йорке.

Согласно Мору, первым, кто обратился к Ричарду со словами предостережения о коварных планах Вудвиллов, был Бэкингем, не Гастингс. Но Бэкингема в Лондоне не было. Ему написал Гастингс. То есть, гонец от Гастингса отправился из Лондона в Уэльс (ну, или в Ладлоу, как утверждают некоторые). Оттуда доверенный человек Бэкингема (какой-то Персиваль) скачет в Йорк к Глостеру. Потом – обратно, от Глостера к Бэкингему. Потом, естественно, от Бэкингема кто-то отправился в Лондон, с известием к потенциальным союзникам и Гастингсу.

Затем от них – обратно к Бэкингему, после чего тот выехал в Нортхемптон. Кстати, кто-то должен был сообщить и Ричарду. Хотя, скорее всего, сначала известие из Лондона пошло к Ричарду, и уже потом этот вездесущий Персиваль метнулся к Бэкингему, и они отправились в Нортхемптон.

И откуда, удивляется Волпул, Томас Мор мог через четверть века знать детали такой спешной и энергичной деятельности? Затем Мор живописно рисует встречу Бэкингема, Глостера и лорда Риверса, и фееричный роспуск двухтысячного вооружённого эскорта наследника престола одним взмахом руки Ричарда Глостера.

Интересно, что Мор практически утверждает одновременно две противоположные вещи.

С одной стороны, он обвиняет Ричарда в том, что тот смёл с пути сына Генриха VI, самого Генриха VI, своего брата Кларенса и, наконец, сыновей брата Эдварда, чтобы стать королём. С другой стороны, Мор показывает, как Бэкингем убеждает Ричарда узурпировать престол.

Но, если убеждение было необходимо, значит, Ричард вовсе не убивал сына Генриха VI, самого Генриха VI, своего брата Кларенса и, в конце концов, сыновей брата-короля Эдварда, чтобы самому стать королём. А если он их всех убил, значит, его не надо было уговаривать, и тогда вся история с Бэкингемом и Персивалем – ложь, придуманная Мором. То есть, Томас Мор солгал в любом случае.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

mirrinminttu: (Default)
mirrinminttu

January 2026

S M T W T F S
    12 3
456 78910
1112 1314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 11:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios