mirrinminttu: (Default)
[personal profile] mirrinminttu
Вообще-то я собиралась написать о семье Роберта де Вера, но наткнулась на очередную интересную судьбу и яркие повороты, о которых просто нельзя не написать.

Я упоминала о том, что второй близкий друг короля Ричарда II, Роберт де Вер, происходил из древнего рода ноблей, хотя этот род и не был особенно могущественным. Семья де Веров носила титул графов Оксфордских, для них, собственно, этот титул и был утвержден еще королевой Мод в 1141 году.



В Англии тогда еще бушевала гражданская война. Королева Мод была дочерью короля Генриха I, младшего сына Вильгельма Завоевателя, и Матильды (Эдит) Шотландской. Ребенком ее обручили с императором Священной Римской Империи Генрихом V, и отправили взрослеть в семью жениха, как и было тогда принято. Брак бал политическим, и был заключен не зря, потому что именно войска императора поддерживали власть англичан над Нормандией против французов. Тем не менее, в более интимном плане брак то ли остался бесплодным, то ли там был ребенок, но умер, то ли не умер, а был отдан приемным родителям и стал в будущем архиепископом Кентерберийским Томасом Бекетом. Дело в том, что королева Мод была мастерицей расказывать побасенки, а поскольку характер у нее был не из приятных, то корт позволял убедить себя в том, что было угодно королеве. В частности, она велела называть себя императрицей, хотя никогда не была коронована папой, и имела право только на титул королевы римлян. Но в почтенном возрасте она стала утверждать, что была коронована, и придворные верили – не верили, но императрицей называли.



Об отце королевы Мод надо сказать, что человеком он был умным, дальновидным и абсолютно лишенным предрассудков – очевидно, благодаря своей исключительной образованности. Когда 23-летняя дочь, овдовев, вернулась в Англию, Генрих I назначил ее своей преемницей, и заставил лордов принести клятву верности будущей королеве, причем дважды: в 1127 году и в 1131-м. И сосватал дочку Жоффруа V Красивому, графу Анжу, да еще и тайком от своих англичан, которым брак наследницы престола с французом был как кость в горле. Генрих, очевидно, считал, что проглотят, не подавятся, ведь поддержка Анжу была очень кстати в вопросе с Нормандией.



Новобрачному по кличке Плантагенет (от planta genista, дрока) было аж целых 14 лет. С женой, которая была старше его почти вдвое (26 лет), характером он не сошелся, и даже отправил под горячую руку со всем имуществом в Руан, через год после свадьбы. Современники говорили, что они были слишком похожи, чтобы жить в мире: оба взрывные, прямолинейные, авторитарные. Позднее то ли Жоффруа повзрослел, то ли Мод оттаяла, но они снова сошлись, и достаточно близко: в 1133 родился первенец, Генрих, в 1134 – Жоффруа, будущий граф Нанта, а в 1136 – Гийом, будущий граф Пуату. Король Англии поспешил воспитывать старшего внука, да так и прожил в Руане до самой смерти в декабре 1135 года.

Тут-то и началось самои интересное. Племянник короля, Стефан Блуасский, нарушил клятву верности, и вступил в Лондон при всеобщем ликовании. Надо сказать, что идея иметь королеву вместо короля англичан изначально не грела, да и Мод, практически всю жизнь прожившая за границей, связей при дворе не имела. Опять же, уже упоминавшийся характер... А Хартия Вольностей уже была провозглашена... Тем не менее, нарушение клятвы верности было делом очень серьезным. Нужен был хороший повод. Почесав затылки, лорды этот повод нашли. Довольно оригинальнальный, нужно сказать: они объявили дочь Генриха I... незаконнорожденной. Нет-нет, это не было камнем в огород безупречности Матильды Шотландской, напротив.



Матильда, прежде чем стала женой Генриха, была монахиней, то есть как бы уже замужем, за Христом. Поэтому ее брак с Генрихом при вечно живом первом «муже» как бы и не был законным браком (хотя вступая в брак, она поклялась, что не принимала постриг, и это было подтверждено). Причем это был настолько серьезный довод, что папский трибунал, рассматривающий вопрос по просьбе Матильды, поддержал Стефана.



Разумеется, Мод не полагалась на одну только дипломатию, но, в основном, на силу оружия. Пока святые отцы заседали, она с мужем заняла все ключевые крепости Нормандии. Тем не менее, ничего бы у нее не получилось, если бы ее сводный брат, граф Глостер, не выступил против Стефана в Англии. Поначалу он Стефана поддержал. Все они хотели видеть на троне взрослого мужчину, а не жесткую даму с малолетним наследником. Были у него и другие амбиции: как признанно талантливый полководец и старший из побочных детей Генриха I, он расчитывал на какое-нибудь центральное место при Стефане, но тот возвысил своих людей. Разобиженный Глостер удалился в Нормандию и объявил себя приверженцем королевы Мод. Так началась гражданская война.

Война, как война. Силы были более или менее равны, периодически что-то происходило: то Глостер взял в плен Стефана, то сам попал в плен, то был обменян на Стефана... Лорды враждующих сторон делали набеги на владения друг друга, страна стремительно нищала. Глостеру удалось ввести Мод в Лондон в 1141 году, тогда-то она и стала награждать своих сторонников, но опять кто-то почувствовал себя обойденным, опять начались рокировки, лондонцы восстали. Супруг же Мод ясно заявил, что его люди воевать за ее интересы в Англию не поедут. Да тут еще и сиарший сын Глостера перешел на сторону Стефана, и сам Глостер умер от лихорадки. В общем, вернулась Мод с сыном во Францию в 1147 году.

Нормандия к тому времени полностью принадлежала ее мужу, но у королевы был свой двор в Руане, и, похоже, супруги практически не встречались.

Генрих Плантагенет стал таки королем Англии, но только потому, что Стефан устал от войны. В 1153 году он решил примириться с Плантагенетом, в результате чего его собственный сын, Эсташ граф Булонский, в большой досаде покинул главные войска и отправился в очередной грабительский поход, где неожиданно умер. Очевидно, его просто отравили, потому что многие годы вдохновителем продолжения гражданской войны был именно он. А страна больше воевать просто не могла.



Немало значило и то, что молодой Плантагенем женился в 1152-м году на знаменитейшей Элеоноре Аквитанской. Та была замужем за королем Людовиком Молодым, была участницей Второго Крестового похода, проделав верхом путь через всю Европу, Византию и Малую Азию. Более того, она была безумно хороша собой, не столько даже внешностью, сколько тем, что называют в наши дни сексапильностью. С Людовиком она разошлась, удачно сохранив свое обширное приданое, которое делало ее гораздо богаче короля, и практически сразу выскочила замуж за Генриха Плантагенета. С такой женой, таким богатством, такой силой Генрих стал англичанам гораздо милее, чем в качестве навязанного дофина 10 лет назад. В 1154 году Генрих II Плантагенет был коронован английской короной.



Королева Мод не вернулась в Англию, где ее так не любили. С сыном она отношения поддерживала близкие, мирила его с братьями, давала советы по поводу внешней политики (которым он даже следовал). Она умерла в 1167-м году, в возрасте 66 лет, и эпитафия на ее гробнице без ложной скромности гласит: Здесь упокоена дочь, жена и мать Генриха, великая по рождению, ещё более по браку, но более всего по материнству.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

mirrinminttu: (Default)
mirrinminttu

January 2026

S M T W T F S
    12 3
456 78910
1112 1314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 03:26 am
Powered by Dreamwidth Studios